История создания интеллект-карт
Области использования интеллект-карт
Метод ментальных карт может найти
применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать
интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать
разнообразные интеллектуальные задачи:
- обучение;
- конспектирование
лекций;
- конспектирование
книг;
- подготовка
материала по определенной теме;
- решение
творческих задач;
- мозговой
штурм;
- презентации;
- планирование
и разработка проектов разной сложности;
- составление
списков дел;
- общение;
- проведение
тренингов;
- развитие
интеллектуальных способностей;
- решение личных проблем.
- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
- четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления;
- структурный характер карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией (без вычеркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
- составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
Деятельность становится
наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у
учащихся в процессе деятельности.
Составление собственных
интеллект-карт дает обучающимся возможность:
- выявлять
слабые места в знании учебного предмета;
- научиться
самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;
- развивать
личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в
своих силах и способностях, познавательную активность.
Урок в форме ментальной карты
гораздо легче подготовить, нежели написать его «линейный» вариант, кроме того,
она предоставляет как учителю, так и ученику то большое преимущество, что все
содержание урока оказывается, как говорится, на ладони.
Графический метод представления
информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый
материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии
ментальной карты, представленной на занятии учителем, содержащие лишь ее остов,
и, кроме прочего домашнего задания, - предложено заполнить их по памяти и
раскрасить.
Ментальная карта представляет собой
идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании,
выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.
Преимущества преподавания с помощью ментальных карт
1. Приковывают внимание учащихся.
2. Учебный материал на основе
ментальных карт является гибким и легко приспосабливаемым к меняющимся
условиям, позволяет вносить коррективы в планируемые занятия.
3. В отличие от линейного текста,
интеллект–карты не только излагают факты, но и демонстрируют взаимоотношения
между ними, тем самым обеспечивают более глубокое понимание предмета учащимися.
4. Физический объем лекционного
(конспектируемого) материала уменьшается.
Таким образом, мы можем отметить
следующие преимущества интеллект-карт перед стандартным способом записи,
оформляя их, в свою очередь, в виде интеллект-карты:
Мой опыт использования "карт разума" или интеллект-карт на уроках
Он-лайн сервисы для построения ментальных карт в моей работе:
💎 mindomo.com https://www.mindomo.com/ru/
💎 bubbl.us https://bubbl.us/
💎 mindmeister.com https://www.mindmeister.com/ru
С инструкцией для новичка можно познакомиться здесь
💎 popplet.com https://www.popplet.com/
💎 mindmup.com https://www.mindmup.com/
💎 XMind8 https://www.xmind.net/download/xmind8
Сервис mindomo.com |
Сервис bubbl.us |
Сервис mindmup.com |
Сервис mindmeister.com |
Сервис XMind8 |
Сервис mindmeister.com |
Сервис mindmup.com |